Интервью с президентом Всеукраинской ассоциации экономистов-международников Антоном Филипенко корреспонденту ИА «Татар-информ» удалось записать в перерыве между сессиями II Международной научной конференции «Посткризисная глобальная экономика: восстановление равновесия», организатором которой выступила данная ассоциация. Тема нашей беседы – посткризисная экономика Украины и инвестиции.
Антон Сергеевич Филипенко - известный человек не только в научных кругах Украины и различных стран мира (по его приглашению на данную конференцию приехали ученые из Германии, Греции, Италии, России, Японии, США и др.), но и в бизнес-среде, среде украинских чиновников и политиков. Только в 2011 году он уже успел принять участие в 10 научных конференциях и бизнес-форумах мирового уровня.
Антон Сергеевич, интересен ваш экспертный взгляд: в какие сферы на данный момент на Украине перспективнее всего вкладывать средства иностранным инвесторам?
А.Ф.: В инфраструктуру (в дороги, гостиницы, стадионы, телекоммуникации) – сейчас в этой сфере есть государственная поддержка, развивается государственно-частное партнерство. Эти инвестиции окупятся сравнительно быстро, особенно деньги, инвестированные в гостиничное хозяйство.
Украинская инфраструктура недостаточно развита в контексте наших европейских устремлений, но чем ближе мы будем к ЕС в соглашении по Ассоциации, тем стремительнее она будет развиваться. Государство заинтересовано сейчас стимулировать инвестиции в инфраструктуру в связи с проведением чемпионата «Евро-2012» на Украине, далее будет соответствующая поддержка инвестиций со стороны ЕС, как это было в Греции, Польше, Болгарии, Румынии, в странах Прибалтики. Украина сейчас идет по этому пути.
Инвестор, который приходит сейчас на Украину, должен учитывать перспективы. Всеукраинская ассоциация экономистов-международников, президентом которой я являюсь, располагает экспертами, которые работали и работают в органах власти Украины, мы имеем большой потенциал и в центре, и на местах, наши представительства работают в 17 регионах страны. На данный момент мы уже наметили в секторе инфраструктуры и в аграрном секторе региональное сотрудничество с южными областями Российской Федерации. Уже есть предварительная договоренность с Министерством экономического развития РФ – представитель нашей ассоциации профессор Игорь Быстряков недавно специально для этого выезжал в Москву, а также в Ростов и Волгоград для переговоров по проекту, возглавляемому председателем совета нашей ассоциации, директором Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрием Пахомовым. Это если говорить о проектах по взаимодействию с Россией. Также мы сотрудничаем с ЮНЕСКО, интенсивно работаем на расширение контактов с зарубежными партнерами. Недавно членом ассоциации стал Украино-американский бизнес-совет, объединяющий 165 компаний. Их активность также заключается в заинтересованности в инвестиционных проектах. Украина очень интересна инвесторам.
Как сейчас себя чувствует крупный национальный капитал на Украине?
А.Ф.: Крупные экспортеры, крупные металлургические комбинаты, те, кто связан с энергетикой (конкретно - с облэнерго) чувствуют себя на Украине отлично, но они не имеют сейчас больших стимулов для развития со стороны государства. Хотя государство должно стимулировать через юридические, институциональные и чисто экономические рычаги влияния модернизацию, а не лишь сырьевую экспортную ориентированность украинского капитала, как это сейчас происходит. Но на практике тот же принятый недавно на Украине Налоговый кодекс защищает лишь национальных собственников капитала, давая им преимущество над зарубежными конкурентами и украинским малым и средним бизнесом. Ведь в украинском парламенте находится большинство представителей крупного украинского капитала. На данный момент это замкнутый круг, но поэтапное сближение Украины с ЕС и углубление связей с РФ, другими странами СНГ будет менять конъюнктуру ситуации. На Украине сейчас экономический рост более 4 процентов в год, это примерно в 4 раза больше, чем в том же ЕС. Украинский капитал довольно агрессивный и ему надо конкурировать.
Насколько Украине выгодно углубление связей с Россией в формате создания Таможенного союза? Многие ваши авторитетные коллеги-экономисты высказывают мнение, что, во-первых, Таможенный союз не выгоден влиятельным украинским чиновникам, которые не хотят передавать часть своего влияния наднациональным органам, во-вторых, не выгодно крупному украинскому бизнесу, который видит перспективы поглощения российскими компаниями.
А.Ф.: Во-первых, украинские чиновники должны руководствоваться интересами страны. Но если в Таможенном союзе есть угроза ограничения суверенитета украинского государства, то, значит, интерес украинских чиновников совпадает с государственным.
Любое интеграционное объединение ведет к превалированию наднациональных органов. Надо искать выгоды для экономики Украины. Провозглашенный формат «3+1» при создании Таможенного союза очень правильный, ведь Россия, Казахстан и Беларусь не являются членами ВТО.
Что касается опасений бизнеса, то, например, если говорить о банковском капитале, следует подчеркнуть: Украина не капиталонасыщенная страна, у нас нехватка средств для кредитования больших проектов. Украинскому капиталу необходима кооперация.
В каком сейчас состоянии химическая промышленность на Украине?
А.Ф.: Украинская химическая промышленность восстанавливается, восстанавливаются рынки, которые были ее основными потребителями последние 20 лет. Правда, не в том объеме, что ранее – закрывается китайский рынок, рынок Юго-Восточной Азии. Речь сейчас идет о том, что на Украине нет развитого внутреннего рынка. Мы можем создавать внутреннюю кооперацию – на Украине, в СНГ необходимо создавать, восстанавливать связи, которые были еще при СССР. Как раз формат «3+1» может улучшить состояние, в том числе химической промышленности.
Главная проблема для украинской химической промышленности сегодня – это вопросы цены на газ. Когда экс-премьер-министр Юлия Тимошенко в 2009 году заключала соглашение по цене на газ с Россией, тогда это было выгодно. Закладывалась формула, придуманная не украинцами и не россиянами - универсальная формула привязки цены на газ к цене на нефть, а тогда цена на нефть была минимальной. И мы в 2009 году получили газ по очень низким ценам. Но мировые события, революции, войны в Африке подняли цены на нефть. В итоге сейчас формула начала работать против нас. Поэтому сегодня руководство Украины хочет пересматривать цены на газ. Конечно, россияне тут стоят жестко, они монополисты, но формула тормозит развитие химической промышленности Украины. Выход – диверсификация поставок и субституты (заменители). Необходима модернизация на Украине, но нет ее – 20 лет бизнесом занимались, а не модернизацией, покупая собственность, а также футбольные клубы, бюджеты которых больше, чем бюджет всей Национальной академии наук Украины.
Заменители традиционного газа (сланцевый газ, например), могут поднять химическую промышленность Украины, но это требует времени. На данный момент химическая продукция Украины из-за цены на газ становится неконкурентоспособной на мировых рынках. СПГ-терминал, о строительстве которого заявил глава Государственного агентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав Каськив (http://www.tatar-inform.ru/news/2011/07/01/276757/), позволит перейти на кавказский, на иранский сжиженный газ, может, норвежский. Я верю, что терминал будет построен, потому что есть желание осуществить модернизацию Украины в экономическом плане, в политическом это будет сделать сложнее. Я лично знаю многих людей в правительстве и Администрации Президента Украины, по разговорам с ними у меня сформировалось чувство, что они настроены решать экономические задачи, в том числе и по строительству СПГ-терминала.
Насколько сейчас выгодна Украине кооперация с РФ в машиностроении?
А.Ф.: В нашей стране работает «Мотор-Сич», конкурентов их моторам трудно найти. «Южмаш», украинское мощнейшее объединение в ракетостроении, генеральный директор которого, кстати, является почетным членом нашей ассоциации. В данном случае этим предприятиям, и в целом Украине необходимо кооперироваться, - весь мир идет по пути специализации. «Аэробусы», «Боинги», заводы «Форд» и так далее, имеют представительства в сотнях стран мира.
В кооперации с Россией нам необходимо применять избирательный подход – ориентироваться на высокие технологии. Украина с Россией вместе владеют в этой отрасли многими технологиями, которые надо сохранять, таких технологий в мире – перечесть по пальцам.
Какие выгодные проекты в сельском хозяйстве Украины вы можете назвать?
А.Ф.: В мире уже несколько лет продовольственный кризис. Сельское хозяйство Украины могло бы давать колоссальные прибыли в бюджет. На Украине исторически опыт в сельском хозяйстве на порядок выше, чем в России. Исторически так сложилось – у нас больше опыт индивидуального хозяйства, высокорентабельного, интенсивного хозяйства. Украина – член ВТО, приближается к зоне свободной торговли с ЕС и мы имеем потенциал туда экспортировать. А российский капитал имеет деньги, может арендовать землю. Украинское сельское хозяйство российскому бизнесу может быть выгоднее российского – у нас больше возможностей, больше выходов на мировые рынки. В этой отрасли относительно быстрая самоокупаемость, например, в животноводстве это 3 года.
По итогам заседания Совета инвесторов при Администрации Президента Украины, которое проходило две недели назад, многие украинские металлургические олигархи признали, что металлургия стала приносить им меньше прибылей. Каким вы видите будущее украинской металлургии?
А.Ф.: Скорее всего, украинская металлургия уже дошла до точки, когда прибыльность от нее будет уменьшаться с каждым годом. Прибыльность в украинской металлургии достигается за счет низких зарплат и различных внутренних субсидий. Коксующийся уголь сейчас на Украину ввозится из-за границы, берем его в Австралии.
Выход – ориентироваться не на полуфабрикаты, а на экспорт из Украины конечной продукции. Например, прогнозирую, что «Криворожсталь» будет ориентирована через 5 лет на то, чтобы размещать на Украине производство конечной продукции и ее экспортировать. Придут новые технологии, будут субституты, которые обеспечат более низкие цены на газ.
Ваш прогноз по развитию украинско-российских экономических связей в сфере инвестиций до 2015 года?
А.Ф.: В русле развития нашего аграрного сектора, углубления кооперации в машиностроении, развития инфраструктурных объектов российский капитал имеет хорошие перспективы на Украине. Как минимум, названные мною сферы, я уже не упоминаю такие другие, как туризм, отдых, сфера услуг, банковское дело, имеют хорошие перспективы.
Ранее Украина даже как-то недооценивала российский капитал в силу разных причин, не только политических. Но надо, конечно, производить тщательный отбор инвесторов. За российским капиталом гоняются во всем мире, особенно за их ресурсами, и нам его игнорировать было бы непростительно.
Украина идет впереди России, потому что мы члены ВТО и имеем больше правил, преимуществ, мы имеем соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли, находимся на грани подписания договора о зоне свободной торговли с Израилем, Турцией, Канадой, ведем переговоры с США о ней. Мы ближе находимся к ЕС. Это обеспечивает большую заинтересованность российского капитала.
http://www.tatar-inform.ru/iphone/news/277513/